Я часто слышу такие жалобы родителей: плохое поведение ребенка, у меня неусидчивый ребенок, плохая успеваемость у ребенка, агрессивный ребенок, замкнутость, затрудненность отношений в детском коллективе.

Причиной таких проявлений у детей и подростков нередко является именно СДВГ.

Что это такое?

СДВГ (Синдром дефицита внимания с гиперактивностью) – это одно из достаточно часто встречающихся поведенческих расстройств у детей. Этим синдромом обычно занимаются комплексно медики и психологи. Также он прямо касается педагогов и социальных работников, которые непосредственно имеют дело с детьми.

СДВГ проявляется в виде трех основных изменений поведения:

Существуют три вида СДВГ:

Как понять есть ли у ребенка СДВГ?

Имеет смысл заподозрить нарушение внимания у ребенка, если Вы несколько месяцев подряд регулярно наблюдаете такие явления:

  1. Ребенку трудно удерживать внимание на деталях вследствие легкомыслия и небрежности.
  2. Ребенок допускает много ошибок в школьных домашних заданиях, в том, чем он занимается.
  3. Он не слушает то, что Вы ему говорите. Пропускает Ваши слова «мимо ушей».
  4. Ребенок часто забывает свои вещи, предметы, просьбы взрослых в обычных бытовых ситуациях.
  5. С трудом сохраняет внимания во время игр или при выполнении заданий.
  6. Ребенку очень сложно придерживаться указаний и правил в играх.
  7. Он с трудом полностью справляется с выполнением домашней работы, уроков или бытовых обязанностей.
  8. Легко отвлекается на посторонние раздражители.
  9. Ребенку сложно самостоятельно организовывать свою деятельность и выполнение заданий.
  10. Ребенок сопротивляется его привлечению в деятельность, которая требует длительного сохранения концентрации и умственного напряжения.
  11. Ребенок часто не знает, где находятся его вещи, теряет их.

Гиперактивность и импульсивность у ребенка стоит начать подозревать, если Вы длительный период времени наблюдаете:

  1. Многочисленные беспокойные движения кистями и стопами.
  2. Ребенок постоянно крутится сидя на стуле.
  3. Ребенок, практически не задумываясь, отвечает на заданный вопрос, не дослушав его до конца.
  4. Ему трудно ждать, например, стоять в очереди.
  5. Ребенок часто бесцельно двигается: крутится, бегает, пытается куда-то залезть, особенно в таких ситуациях, когда это неуместно или неприемлемо.
  6. Ребенок часто и много разговаривает.
  7. Постоянно пристает к окружающим, мешает другим людям (например, вмешивается в чужие игры, когда его не зовут), перебивает.
  8. Постоянно двигается, проявляет очень много физической активности.
  9. Ребенку очень трудно спокойно, тихо играть или заниматься чем-либо самостоятельно.
  10. Когда нужно оставаться на своем месте (например, в классе на уроке), ребенок часто встает со своего места, ему буквально трудно усидеть на оном месте.

Особенности проявления синдрома

Интенсивность проявления симптомов СДВГ зависит от возраста ребенка. Обычно первые симптомы отмечаются в период с 5 до 10 лет. Второй рост активности часто наблюдается в возрасте 12-15 лет. Это связано с активным формированием высших психических функций и развитием высшей нервной деятельности в этом возрасте.

После подросткового возраста импульсивность и дефицит внимания обычно сохраняются, а избыточная двигательная активность в большинстве случаев исчезает естественным образом.

Очень часто СДВГ проявляется у детей родителей, которые в свое время, когда были детьми, также демонстрировали признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

 Как помогать ребенку с СДВГ?

Основным медикаментозным способом лечения СДВГ является назначение ноотропных препаратов, которые стимулируют обмен веществ в ткани головного мозга. Но важно понимать, что только препараты не решают всего спектра проблем у детей.

Обычно такая терапия должна дополняться посещениями детского психолога. Некоторые особенности развития высшей нервной деятельности не корректируются препаратами, а могут быть улучшены только с помощью занятий у психолога.

Причем здесь агрессивность у ребенка? – спросите Вы. Ребенок с СДВГ физически не может справляться с предъявляемыми к нему требованиями, поэтому находится в состоянии постоянного физического и эмоционального напряжения. Таким детям трудно адекватно реагировать на замечания родителей и учителей. Особенно, когда они касаются того, что ребенок не делает или делает как-то не так, как хотелось бы взрослым. Такие дети часто конфликтуют с другими детьми и взрослыми, могут быть эмоционально неустойчивы, агрессивны. Как правило, они не могут замечать свои чувства, разобраться и справиться с ними.

Поэтому техники гештальт-терапии оказываются очень эффективны в работе с такими детьми.

Когда в семье есть ребенок с такими особенностями поведения и внимания, это сильно отражается и на родителях. Могут начинаться конфликты и ссоры между родителями на почве отношения к ребенку. Может резко усиливаться напряжение в семейных отношениях.

Мой опыт показывает, что в таких случаях семейные консультации значительно улучшают и нормализуют психологический климат в семье, помогают родителям эффективнее разбираться в своих конфликтах. Что положительно сказывается и на состоянии самого ребенка.

В результате такого комплексного подхода улучшаются параметры внимания ребенка, уменьшается гиперактивность, снимаются его мышечные зажимы и снижается тревожность. Ребенок научается лучше управлять своим поведением и эффективно налаживать отношения с детьми и взрослыми.

В любом случае не спешите самостоятельно ставить себе диагноз, назначать лечение, а тем более покупать в аптеке ноотропные препараты и давать их ребенку.

Начните с посещения психолога, и лучше именно детского психолога. Только специалист сможет точно сказать есть ли у ребенка СДВГ и дать рекомендации конкретно по вашему случаю.

Записаться на прием к детскому психологу

 

Protected by Copyscape Web Copyright Checker

Цитировать этот материал, частично или полностью, можно с указанием активной ссылки на источник.